Морские коровы
Морская корова или стеллерова корова или по прежнему капустница — истребленное человеком млекопитающее отряда сирен. Открыта в 1741 году экспедицией Витуса Беринга. Название получила в честь натуралиста Георга Стеллера, врача экспедиции, на описаниях которого основывается значительная часть информации об этом животном. Корова Стеллера была найдена ученым — натуралистом Георгом Стеллером в 1741 году при весьма трагичных обстоятельствах. На обратном пути из Аляски на Камчатку корабль экспедиции Витуса Беринга был выброшен на берег неизвестного острова, где во время вынужденной зимовки погиб капитан и половина команды.
Позднее этот остров был назван именем Беринга. Именно тут ученый Стеллер в первый раз увидел морскую корову, которая далее была названа по фамилии исследователя. В те годы большое множество данных безобидных млекопитающих населяло Командорские острова, встречаясь по прежнему на Камчатке и Курилах. Что же собой морская корова представляла? Это огромное морское млекопитающее с раздвоенным хвостом, который похож на китовый.
Это безобидное морское животное обитало в мелких бухтах, морскими водорослями питаясь, чем заслужило себе еще одно название -капустник. Морская корова с огромным доверием к людям относилась, подплывая к берегам столь недалеко, что ее можно было даже погладить.Но, к сожалению, многим людям было не до нежностей, а мясо морской коровы оказалось вкусным, ничем не уступающим говяжьему. Особо местному населению полюбилось сало этого млекопитающего — оно имело очень приятный запах и вкус, и по своим качествам превосходило сало других морских и домашних животных. Этот жир имел уникальное свойство — долго храниться даже в самые жаркие дни. Корова по прежнему давала и молоко — жирное и сладкое, на молоко овцы похожее.
В своих работах Стеллер отмечал необыкновенную незлопамятность животных. Если корове морской, подплывшей слишком недалеко к берегу, боль причинить, то удалялась она, но скоро забывала обиды и снова возвращалась. Ловля морских коров с помощью больших крюков происходила, к которым привязана длинная веревка. Ловец в лодке находился, а около тридцати человек стояли на берегу и держали веревку. Немалую роль в исчезновении морской коровы сыграла ее чрезмерная жадность к еде. Эти ненасытные животные часто ели, что заставляло их держать голову под водой.
Безопасность и осторожность были неведомы коровам Стеллера, и рыбаки пользовались доверчивостью и беспечностью млекопитающих — можно было просто плавать между ними на лодках и выбирать подходящую жертву. Морская корова. До настоящего времени сохранилось несколько полных скелетов морской коровы, множество разрозненных костей и небольшие куски шкуры.Большинство из них стали экспонатами музеев, как и самый полный в мире скелет Стеллеровой коровы, который хранится в Хабаровском краеведческом музее им. Гродекова. Важный вклад в изучение морской коровы внёс американский зоолог норвежского происхождения, биограф Стеллера Леонард Штейнегер, проведший на Командорах изучения в 1882 -1883 годах и собравший огромное количество костей этого животного.
Строение и вид внешний. Внешность капустницы была отличительной для всех сиреновых, за исключением того, что стеллерова корова намного превосходила своих сородичей по размеру. Тело животного вальковатым и толстым было. Голова была по сравнению с размерами тела очень небольшой, причём корова могла свободно двигать головой как в стороны, вверх-вниз и так. Конечности представляли собой относительно короткие закруглённые ласты с суставом посередине, роговым наростом оканчивавшиеся, который с конским копытом сравнивали.
Тело оканчивалось широкой горизонтальной хвостовой лопастью с выемкой посередине. Кожа морской коровы голой была, складчатой и чрезвычайно толстой и, по выражению Стеллера, кору старого дуба напоминала. Цвет её был от серо — до тёмно — коричневого, иногда с беловатыми пятнами и полосами. Из немецких исследователей один, исследовавший сохранившийся кусок кожи стеллеровой коровы, установил, что по прочности и эластичности она близка к резине современных автомобильных покрышек. Может быть, защитным приспособлением было такое свойство кожи, спасавшим животное от ранений о камни в прибрежной зоне.